Логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог – специалист с высшим образованием, занимающийся изучением, развитием, коррекцией речи. Логопед-дефектолог владеет методиками общения, обучения разновозрастных пациентов, имеющих отклонения в развитии, сложные болезни, сопровождаемые интеллектуальными, зрительными, слуховыми, неврологическими расстройствами.

Логопед-дефектолог

Деятельность специалистов направляется на анализ речи, выявление причин задержки речи, оказание помощи в адаптации, речевом развитии, устранении неправильности произношения, других обнаруженных дефектов. Предусматривается тесное сотрудничество с неврологом, педиатром, психологом, отоларингологом.

При взаимодействии с маленькими пациентами для повышения эффективности проводимых занятий и снижения нагрузки на ребенка применяются увлекательные игровые методики.

Чем занимается логопед-дефектолог?

Специалист занимается устранением сопровождаемых психическими и физиологическими нарушениями дефектов развития:

  • Нарушений речевой звучности (дисфонии, афонии).
  • Нарушений произношения (картавости, шепелявости), скорости произношения (брадилалии, тахилалии).
  • Заикания (логоневроза).
  • Гнусавости (ринолалии).
  • Дислексии (нарушения навыков чтения).
  • Сенсомоторной, сенсорной алалии (задержки речи).
  • Гиперактивности.
  • Синдрома дефицита внимания.
  • Детского церебрального паралича.
  • Аутизма.
  • Задержки психического, интеллектуального развития.
  • Отсутствия или недостаточного развития навыков запоминания, усвоения информации.
  • Слепоты, глухоты, нарушения функционирования органов слуха, зрения.
  • Неврологических расстройств.

Избавление от речевых дефектов обеспечивается благодаря воздействию на органы речи, обучению правильного дыхания, формированию звуков, управлению речью.

Проблемы с речью имеют психотравмаический подтекст, поэтому от специалиста требуется найти правильный подход к пациенту для реализации природного потенциала, формирования устойчивой самооценки, гармонизации личности.

После визитов к специалисту улучшается память, внимание, речевая функция, мелкая моторика, письменные, адаптационные навыки, обогащается словарный запас, развиваются способности к обучению, мимическому, жестовому общению.

Для получения логопедической (дефектологической) квалификации требуется прохождение курса обучения специализации «дефектология». Широкопрофильное обучение предусматривает изучение аспектов педагогики, неврологии, психологии, психиатрии.

Что касается личностных особенностей, то специалист должен проникаться индивидуальной проблематикой, быть терпеливым, коммуникабельным, иметь способности к нестандартному мышлению, нахождению подхода к каждому пациенту.

Врачи отмечают важность работы логопедов-дефектологов в системе здравоохранения и образования. Эти специалисты играют ключевую роль в коррекции речевых нарушений и развитии коммуникативных навыков у детей и взрослых. По мнению врачей, ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни пациентов. Логопеды-дефектологи не только помогают преодолевать трудности в речи, но и способствуют развитию когнитивных функций, что особенно важно для детей с особыми потребностями. Врачи подчеркивают необходимость междисциплинарного подхода, где логопеды работают в тесном сотрудничестве с психологами, педагогами и неврологами, чтобы обеспечить комплексную поддержку. Таким образом, вклад логопедов-дефектологов в реабилитацию и социализацию пациентов невозможно переоценить.

AUTIZM BELGILARIAUTIZM BELGILARI

Прием логопеда-дефектолога

Логопеды-дефектологи работают в общеобразовательных и профильных школах, дошкольных заведениях, поликлиниках, больницах, специализированных центрах коррекции, реабилитации, логопедии, частных логопедических кабинетах.

Иногда специалист работает на дому, что обеспечивает расслабление, комфорт для пациента, находящегося в знакомой обстановке, повышение эффективности занятий. Занятия с детьми в присутствии обоих родителей позволяют им освоить нюансы упражнений, отрабатываемых с ребенком. От родителей зависит мотивационная составляющая.

Работа логопеда-дефектолога начинается с изучения анамнеза, семейного воспитания, психофункционльного диагностирования, предусматривающего участие психолога, психотерапевта. Делается оценка привычек, поведенческих особенностей, вступления в межличностный контакт, речи, ее восприятия, письма, чтения, внимания, памяти, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.

Выраженность идентифицированных дефектов анализируется с учетом имеющихся проявлений соматических болезней.

Обнаруженные нарушения обуславливаются задержкой в развитии, неврологическими, психологическими болезнями, недостаточностью общения, отсутствием занятий с родителями и другими факторами.

Чем точнее и полнее будут предоставляться запрашиваемые данные на первичном приеме, тем лучше стратегия занятий. Для получения обширной клинической информации, исходя из симптомов, выдаются направления на проведение нейросонографии, электроэнцефалографии, допплерографии, спондилографии, ультразвуковой, других типов диагностики.

На основе анализа диагностических результатов составляется методика с учетом возрастных особенностей, проводятся индивидуальные, групповые занятия, выдаются рекомендации по домашним упражнениям.

Длительность, частота встреч подбирается индивидуально, исходя из совокупности обнаруженных проблем, их тяжести. Сложность упражнений повышается, проводятся занятия на закрепление навыков, знаний. Осуществляется оценка результатов мероприятий, при необходимости программа корректируется.

Используемые методики

Логопедами-дефектологами используются проверенные временем методики, включающие:

  • Массаж речевого аппарата.
  • Дыхательные, физические упражнения.
  • Гимнастику (артикуляционную, пальчиковую).
  • Фонетическую ритмику, логоритмику.
  • Су-Джок терапию.

К инструментам относят: речевые средства, действия, мимику, пантомимику, жесты.

В качестве дополнения к занятиям применяют физиотерапию, иглоукалывание, массажные процедуры, лекарственное лечение, организовываемое профильными врачами.

При необходимости можно выполнить коррекцию речи детей, не имеющих сопутствующих патологий. Проводят обучение артикуляции, произношению звуков, букв, написание слов, предложений. У малышей не развита требующаяся для длительных занятий усидчивость, способность к концентрации внимания, продолжительность одного занятия подбирается индивидуально (в пределах получаса).

Ощутимый эффект наблюдается при настойчивости, терпеливости, обоюдных усилиях со стороны логопеда-дефектолога и пациента (родителей), систематичности, тщательности занятий, характеризующихся непринужденной атмосферой, стимулирующей к результативным занятиям.

Логопед-дефектолог — это специалист, который играет важную роль в жизни детей и взрослых с речевыми и другими нарушениями. Многие родители отмечают, что занятия с логопедом помогают их детям не только улучшить речь, но и развить уверенность в себе. Педагоги подчеркивают, что работа логопеда требует терпения и индивидуального подхода, так как каждый случай уникален. В отзывах часто упоминается, что логопеды используют разнообразные методики и игры, что делает занятия увлекательными и эффективными. Взрослые, проходившие курсы логопедической помощи, также делятся положительным опытом, отмечая улучшение коммуникативных навыков и общее качество жизни. Таким образом, логопед-дефектолог становится не только помощником в преодолении трудностей, но и другом на пути к успешной социализации.

Bijeljina-Radionice logopeda i defektologaBijeljina-Radionice logopeda i defektologa

Отличие логопеда от дефектолога

Логопед и дефектолог – не равнозначные понятия. Логопедия предусматривает организацию мероприятий по исправлению нарушений речи, дефектология – более широкопрофильная специализация.

В обязанности логопеда входит постановка речи у пациентов, не имеющих тяжелых патологий: обучение корректному произношению, постановке звуков, слогов, написанию букв, слов, предложений. Акцент делается на устранение дефектов речевых навыков.

Нарушения речи, которое развивается от прогрессирующих неврологических болезней, заболеваний зрительной, слуховой, других систем, психофизических недостатков входят в сферу компетенции дефектолога. Работая над мыслительно-познавательной деятельностью, вниманием, дефектолог помогает научиться высказывать мысли, воспринимать, познавать мир.

Занятия логопедов начинаются по достижению ребенком трехлетнего возраста, дефектологи занимаются и с детьми младше трех лет. Занятия проводятся не только для детей, но и для представителей различных возрастных групп.

Специалисты по дефектологии и логопедии работают в тандеме. Логопед-дефектолог сочетает обе профессии, обеспечивая разработку, реализацию комплексной коррекционной программы.

Дефектолог

Когда обращаться к логопеду-дефектологу?

Обращение к специалисту требуется при:

  • плохом произношения звуков;
  • позднем речевом развитии;
  • шепелявости;
  • картавости;
  • заикании;
  • нарушениях чувства ритма (скорости произношения);
  • восприятия речи (дизартрии);
  • чтения и письма.

Также помощь специалиста необходима при детском церебральном параличе, парезе, сопутствующих мимических нарушениях, расстройствах памяти, внимания, нарушении глотательной функции, апатичности, агрессивности, проблемами с произношением слов по слогам, составлением элементарных предложений.

Чем более тяжелые формы приобретают проявляющиеся нарушения, тем сложнее от них избавиться (в особенности, во взрослом возрасте). Своевременная идентификация проблемы и начало корректирующих мероприятий обеспечивает повышение шансов на полное устранение выявленных отклонений, нормальное интеллектуальное, речевое развитие.

Gost Jutarnjeg Andrijana Veličković Jovičić, defektolog-logopedGost Jutarnjeg Andrijana Veličković Jovičić, defektolog-logoped

Вопрос-ответ

Что делают логопеды-дефектологи?

Логопед-дефектолог оценивает речевое развитие пациентов, диагностирует наличие речевых нарушений и определяет причины их возникновения. Для того чтобы оценить состояние речи пациента, специалист анализирует артикуляцию, фонетику, грамматику, словарный запас и другие аспекты речевого развития.

Как понять, что ребенку нужен дефектолог?

Как понять, когда ребенку нужен именно дефектолог? Помощь логопеда-дефектолога требуется, когда у ребенка есть следующие особенности психофизического развития: аутизм, синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра (РАС). С такими детьми особенно важно обращаться к дефектологу, причем как можно раньше.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к логопеду как можно раньше. Чем раньше вы начнете работу с профессионалом, тем быстрее и эффективнее можно будет решить проблемы с речью и развитием. Раннее вмешательство может значительно улучшить результаты.

СОВЕТ №2

Регулярно практикуйте речевые упражнения дома. Поддерживайте занятия, которые проводит логопед, в домашних условиях. Это поможет закрепить навыки и улучшить прогресс. Используйте игры и интерактивные задания для повышения интереса у ребенка.

СОВЕТ №3

Создайте поддерживающую атмосферу. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно во время занятий. Хвалите его за успехи, даже если они небольшие, и не критикуйте за ошибки. Это поможет развить мотивацию и желание учиться.

СОВЕТ №4

Сотрудничайте с другими специалистами. Если у ребенка есть сопутствующие проблемы (например, с моторикой или вниманием), работайте в команде с другими специалистами, такими как психологи или дефектологи. Комплексный подход даст лучшие результаты.

Ссылка на основную публикацию
Похожее